«Муниципальная программа МО «Осташковский район» Тверской области
«Экология и развитие туристической отрасли»
на 2014 – 2017 годы
г. Осташков
2015
Паспорт
муниципальной программы МО «Осташковский район» Тверской области
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа МО «Осташковский район» Тверской области «Экология и развитие туристической отрасли» на 2014 – 2017 годы (далее – муниципальная программа) |
Главный администратор муниципальной программы |
Администрация муниципального образования «Осташковский район» |
Администраторы муниципальной программы |
Отдел по физической культуре, спорту, туризму и экологии администрации муниципального образования «Осташковский район» |
Срок реализации |
2014 - 2017 годы |
Цели программы |
Цель 1 «Создание благоприятных условий для развития организованного туризма на территории МО «Осташковский район»». Цель 2 «Решение проблем Осташковского района в области экологии, посредством реализации природоохранных мероприятий» |
Подпрограммы |
Подпрограмма 1 «Развитие туристической отрасли в МО «Осташковский район».
Подпрограмма 2 «Экология в МО «Осташковский район».
|
Ожидаемые результаты реализации программы |
Подпрограмма 1 - увеличение доли организованных туристических групп по отношению к неорганизованным до 10; - увеличение продвижения туристических возможностей района на туристических выставках до 6 .
Подпрограмма 2 Увеличение мероприятий по улучшению экологической обстановки за счет ликвидации несанкционированных свалок, санитарных очисток, расчистки жесткой растительности по берегам водных объектов Осташковского района до 10 мероприятий.
|
Объемы и источники финансирования программы по годам ее реализации в разрезе подпрограмм |
Общий объем финансирования муниципальной программы на 2014 - 2017 годы – 3 337 359,06 руб. 2014 г. – 1 028 350,00 руб., в том числе: подпрограмма 1 - 522 950,00 руб.; подпрограмма 2 – 505 400,00 руб.;
2015 г. – 512 593,35 руб., в том числе: подпрограмма 1 - 268 216,95 руб.; подпрограмма 2 – 244 376,40 руб.;
2016 г. – 838 011,77 руб., в том числе: подпрограмма 1 - 484 344,70 руб.; подпрограмма 2 – 353 667,07 руб.;
2017 г. – 958 403,94 руб., в том числе: подпрограмма 1 - 526 535,55 руб.; подпрограмма 2 – 431 868,39 руб.;
|
Подраздел I
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Как и вся Тверская область Осташковский район географически удачно расположен между Санкт – Петербургом и Москвой, сохранив эстетическую и экологическую привлекательность природы Верхневолжья, озера Селигер. Муниципальная программа «Экология и развитие туристической отрасли в муниципальном образовании МО «Осташковский район» на 2015-2017 годы» (далее - Программа) направлена на создание правовой, организационной и экономической среды, способствующей формированию современной туристической индустрии в МО «Осташковский район», потока туристов (спроса на туристические услуги) и развитию материальной базы туризма. Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном, региональном и местном уровнях.
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как информатизация и телекоммуникации, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.
МО «Осташковский район» обладает большим историко-культурным и природно-рекреационным потенциалом, составляющим основу туристских ресурсов местности. Это, прежде всего, уникальное природное, историческое и культурное наследие.
Территория Осташковского района входит в границы уникального комплекса, расположенного на Валдайской возвышенности на берегах озера Селигер, у истоков рек Волги и Западной Двины. На территории района расположены 576 исторических и археологических памятников начиная с эпохи палеолита и заканчивается XIX веком, 87 памятников архитектуры федерального значения. Наличие таких объектов как озеро Селигер, Исток Волги, монастырь Нилова Пустынь. Уникальная историко-архитектурная застройка. Обилие памятников истории и культуры. Близость к Москве и Санкт --Петербургу, являющимся крупнейшими источниками туристических потоков.
Развитие туризма в Осташковском районе на основе исторических, архитектурных, культурных, религиозных и природных достопримечательностей является потенциальным источником доходов для района и может существенно улучшить его репутацию. Развитие туризма может инициировать экономическое развитие района. Проведение фестивалей, ярмарок, конференций и спортивных мероприятий. Продвижение района и привлечение городов-партнёров, расширение сотрудничества Осташковского района и соседних городов в развитии туризма. Использование природного потенциала региона. Установление контактов с туристическими агентствами России, СНГ и других стран. Привлечение инвестиций малого и среднего бизнеса в туристскую индустрию.
Факторы, ограничивающие развитие туризма в МО «Осташковский район»:
Осташковский район расположен на северо-западе Тверской области, на Валдайской возвышенности, в190 км. от Твери,360 кмот Москвы,500 кмдо Санкт-Петербурга. Район граничит с Фировским, Кувшиновским, Пеновским, Селижаровским районами Тверской области и с Новгородской областью. Площадь муниципального образования в рамках утвержденных границ 198,7 кв.км. Административный центр – г.Осташков.
Основной чертой рельефа являются моренные холмы. На севере на его территорию заходит Валдайская моренная гряда, которая уступами спускается к озеру Селигер. Высокие холмы тянутся через Осташков и носят название Осташковская гряда.
Территория муниципального образования «Осташковский район» входит в границы уникального природного комплекса, расположенного на Валдайской возвышенности на берегах озера Селигер, у истоков рек Волги, Днепра и Западной Двины. Водная система Селигера включает более 20 обособленных плесов и озер, соединенных между собой протоками и проливами и имеет 220 островов со своими внутренними озерами и протоками. Озёра ледникового происхождения составляют важную черту ландшафта. Главная достопримечательность края – озеро Селигер, самое крупное в области и одно из крупнейших в Европе. Его площадь 260 кв. км, в том числе под островами – 38 кв. км. Длина озера66 км, длина береговой линии528 км., средняя глубина около6 м, а максимальная24 м. Это многоплесовое озеро с изрезанной береговой линией. Оно распадается на длинные, вытянутые заливы – плесы: Осташковский, Селижаровский, Троицкий, Кравотынский, Полоновский и Березовский. Отдельные части озера имеют самостоятельные названия (Серемо, Глубокое, Святое, Величко и другие). На Селигере 160 островов, крупнейший из них – остров Хачин. Из Селигера вытекает река Селижаровка, впадающая в Волгу, исток которой находится в42 кмот Осташкова, у села Волговерховье. Впадает в Селигер 410 рек и ручьёв. Озёра имеют богатую и разнообразную фауну. Исключительная красота берегов Селигера привлекает сюда туристов.
Город Осташков находится на южном побережье Селигера. Население сельской местности сосредоточено в основном по берегам рек и озёр. Плотность населения, как и в других западных районах, невысока – 2,7 человека на кв. км. Промышленность сосредоточена главным образом в Осташкове. Край активно посещается туристами.
Климат Селигера и его окрестностей мягкий и влажный. Среднегодовая температура воздуха + 40 С. Среднегодовое количество осадков – около600 ммнаибольшее количество осадков выпадает в июле.
На территории района находятся 15 сапропелевых и 22 торфяных месторождения, которые могут быть использованы в лечебных целях.
Порядка 15 - 16 % территории муниципального образования занято памятниками природы и заказниками регионального значения, наиболее крупные: исток р. Волга, муравьиные заказники Полновский и Селигерский, о-в Хачин, Троеручица, Лежнево, заказник дикорастущих лекарственных трав «Уревы», лесной массив в р-не д. Щебериха, система озер Большое Щучье, Мошное, Боровое, оз. Стерж, оз. Сиг.
На территории муниципального образования расположены 576 исторических и археологических памятников начиная с эпохи палеолита и заканчивая XIX веком, 87 памятников архитектуры федерального значения, в т.ч. в городе.
Проблемы:
Образование несанкционированных свалок и навалов мусора
С каждым годом увеличивается поток туристов и таким образом возрастает рекреационная нагрузка на Осташковский район. Возрастание рекреационной нагрузки ведет к увеличению количества твердых бытовых отходов, как от организованных, так и от неорганизованных туристов. Организованные группы туристов располагаются на тур.базах, домах отдыха и других объектах рекреации или встают организованным палаточным лагерем на территории Осташковского района. Гораздо сложнее ситуация с неорганизованными туристами, поскольку невозможно проследить за тем, каким образом у них решается вопрос со сбором, транспортировкой и утилизацией отходов.
В результате деятельности как организованных, так и неорганизованных туристов могут возникать несанкционированные свалки и навалы мусора. Наиболее проблемными, в этом отношении, являются территории Сорожского, Ботовского, Мошенского и Свапущенского сельских поселений. Это связано, прежде всего, с тем, что данные территории, исторически несут на себе наибольшую рекреационную нагрузку: на данных территориях располагается большое количество объектов рекреации и довольно большой поток туристов.
Несмотря на усилия глав сельских поселений по ликвидации данных свалок и навалов мусора, на территории района по прежнему возникают территории, требующие экологического оздоровления. Решать данную проблему необходимо системно, с привлечением специальной техники, оборудования, а также необходимых средств. Для экологического оздоровления наиболее загрязненных территорий Осташковского района, необходимо не только ликвидировать несанкционированные свалки и навалы мусора, но и принять ряд мер по предупреждению загрязнения данных территорий в дальнейшем, таких как установка емкостей для сбора мусора, выставление информационных аншлагов и т.д.
Именно такой, системный подход используется в данной Программе и предполагает выявление наиболее загрязненных территорий Осташковского района и проведение мероприятий по их экологическому оздоровлению.
Недостаточное количество мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения
Конкурсы, семинары, выставки, презентации в области экологии положительно влияют на повышение уровня экологической культуры населения, способствуют формированию экологического сознания и выполняют воспитательную функцию. Данная Программа предусматривает поддержку данных мероприятий уже существующих в Осташковском районе, а также создание новых.
Подраздел II
Цели муниципальной программы
Цель 1 «Создание благоприятных условий для развития организованного туризма на территории МО «Осташковский район»».
Показатели
- Определение перспектив развития туризма разработка механизмов привлечения инвестиций в индустрию туризма.
- Популяризация туристских возможностей района привлечение в район туристов и экскурсантов ознакомление с возможностями.
- Выявление нелегальных объектов рекреации, информационная помощь объектам рекреации.
- Количество туристов, въехавших на территорию Тверской области.
- Имеджевая реклама Осташковского района.
- Повышение информированности населения района и туристов о наиболее значимых мероприятиях территории.
Цель 2 «Решение проблем Осташковского района в области экологии, посредством реализации природоохранных мероприятий»
Показатели
- Решение проблем Осташковского района в области экологии, посредством реализации природоохранных мероприятий.
- Организация и благоустройство водоохранной, прибрежной и прилегающей к озеру Селигер территории.
- Охрана благоприятного состояния окружающей среды, защита экологических прав населения и сохранения здоровья.
- Пропаганда экологических знаний, формирование экологической культуры, воспитание гражданской ответственности за состояние.
- Повышение экологической культуры учащихся и населения МО "Осташковский район".
- Общая характеристика состояния экологии в МО "Осташковский район".
Подраздел III
Подпрограммы
Подпрограмма 1 «Развитие туристической отрасли в МО «Осташковский район».
Глава 1. Задачи подпрограммы
Задача подпрограммы 1. Позиционирование МО «Осташковский район», как района благоприятного для отдыха, развития туризма и инвестирования.
Перечень показателей, характеризующих решение задачи подпрограммы:
- Определение перспектив развития туризма разработка механизмов привлечения инвестиций в индустрию туризма.
- Популяризация туристских возможностей района привлечение в район туристов и экскурсантов ознакомление с возможностями расширения рамок деятельности туристских фирм по приему туристов и экскурсантов на территории района.
- Выявление нелегальных объектов рекреации, информационная помощь объектам рекреации.
Задача подпрограммы 2. Создание условий для развития туристской индустрии в МО «Осташковский район
Перечень показателей, характеризующих решение задачи подпрограммы:
- Количество туристов, въехавших на территорию Тверской области.
- Имеджевая реклама Осташковского района.
- Повышение информированности населения района и туристов о наиболее значимых мероприятиях территории. Привлечение туристов на территорию.
Глава 2. Мероприятия подпрограммы.
Решение задачи 1. «Позиционирование МО «Осташковский район», как района благоприятного для отдыха, развития туризма и инвестирования» осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий подпрограммы 1:
Мероприятия:
- Создание благоприятного имиджа района и развитие сферы туризма.
- Создание межведомственной комиссии при администрации МО «Осташковский район» по легализации работы объектов рекреации, в том числе турбаз, баз отдыха, пляжей, баз стоянок маломерных судов.
- Информационное обеспечение развития туризма.
- Формирование ежегодного единого событийного календаря мероприятий района.
Решение задачи 2 «Создание условий для развития туристской индустрии в МО «Осташковский район» осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий подпрограммы 1:
- Информационное обеспечение развития туризма.
Подпрограмма 2. «Экология в МО «Осташковский район»
Задача подпрограммы 1. Улучшение экологической обстановки
Перечень показателей, характеризующих решение задачи подпрограммы:
- Решение проблем Осташковского района в области экологии, посредством реализации природоохранных мероприятий,
- Организация и благоустройство водоохранной, прибрежной и прилегающей к озеру Селигер территории,
- Охрана благоприятного состояния окружающей среды, защита экологических прав населения и сохранения здоровья.
Задача подпрограммы 2. Обеспечение устойчивого развития МО "Осташковский район"
Перечень показателей, характеризующих решение задачи подпрограммы:
- Пропаганда экологических знаний, формирование экологической культуры, воспитание гражданской ответственности за состояние окружающей среды
- Повышение экологической культуры учащихся и населения МО "Осташковский район"
- Общая характеристика состояния экологии в МО "Осташковский район"
Глава 2. Мероприятия подпрограммы.
Решение задачи 1. Улучшение экологической обстановки осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий подпрограммы 2:
- Экологическое оздоровление среды и устойчивое развитие территории Осташковского района
- Создание комиссии по вопросам экологии
Решение задачи 2. Обеспечение устойчивого развития МО "Осташковский район"
- Пропаганда экологических знаний, формирование экологической культуры, воспитание гражданской ответственности за состояние окружающей среды
- Составление экологического паспорта МО "Осташковский район"
Выполнение каждого мероприятия подпрограммы 2 оценивается с помощью показателей, перечень которых и их значения по годам реализации муниципальной программы приведены в приложении 1 к муниципальной программе
Глава 3
Общий объем бюджетных ассигнований, выделенный на реализацию подпрограммы 1, составляет 1 802 047,20 руб.
Общий объем бюджетных ассигнований, выделенный на реализацию подпрограммы 2, составляет 1 535 311,86
Объем бюджетных ассигнований, выделенный на реализацию подпрограммы 1 и 2 по годам реализации муниципальной программы в разрезе задач, приведен в таблице 1.
Таблица 1
Годы реализации муниципальной программы |
Объем бюджетных ассигнований, выделенный на реализацию подпрограммы 1 «Развитие туристической отрасли в МО «Осташковский район» (рублей).
|
Итого, рублей |
|
Задача 1 «Позиционирование МО «Осташковский район», как района благоприятного для отдыха, развития туризма и инвестирования» |
Задача 2 «Создание условий для развития туристской индустрии в МО «Осташковский район» |
|
|
2014 г. |
342 950,00 |
180 000,00 |
522 950,00 |
2015 г. |
138 216,95 |
130 000,00 |
268 216,95 |
2016 г. |
287 764,70 |
196 580,00 |
484 344,70 |
2017 г. |
300 426,15 |
226 109,40 |
526 535,55 |
ИТОГО по подпрограмме |
1 069 357,80 |
732 689,40 |
1 802 047,20 |
|
Объем бюджетных ассигнований, выделенный на реализацию подпрограммы 2 «Экология в МО «Осташковский район» (рублей)
|
Итого, рублей |
|
Задача 1 «Улучшение экологической обстановки» |
Задача 2 «Обеспечение устойчивого развития МО «Осташковский район» |
||
2014 г. |
497 400,00 |
8 000,00 |
505 400,00 |
2015 г. |
235 968,40 |
8 408,00 |
244 376,40 |
2016 г. |
344 863,90 |
8 803,17 |
353 667,07 |
2017 г. |
422 677,89 |
9 190,50 |
431 868,39 |
ИТОГО по подпрограмме |
1 500 910,19 |
34 401,67 |
1 535 311,86 |
ВСЕГО по программе |
2 570 267,99 |
767 091,07 |
3 337 359,06 |
Раздел 5. Сроки реализации муниципальной программы.
Сроки реализации Программы: 2014-2017 годы.
Раздел 6. Механизм управления и мониторинга реализации
муниципальной программы
Подраздел 1
Управление реализацией муниципальной программы
а) Администрация МО «Осташковский район» является главным распорядителем средств бюджета МО «Осташковский район» в реализации программы.
б) В реализации мероприятий муниципальной программы принимают участие администрация МО «Осташковский район» как главный администратор муниципальной программы, учреждения культуры Осташковского района, предприятия и организации, предоставляющие услуги в сфере туризма. Мероприятия муниципальной программы реализуются в соответствии с законодательством.
в) Администрация МО «Осташковский район» осуществляет управление реализацией муниципальной программы в соответствии с утвержденными ежегодными планами мероприятий по реализации муниципальной программы.
г) Ежегодно в срок до 15 января администрация МО «Осташковский район» осуществляет разработку плана мероприятий по реализации муниципальной программы и обеспечивает его утверждение главой МО «Осташковский район».
д) Ежегодный план мероприятий по реализации муниципальной программы предусматривает распределение обязанностей между ответственными исполнителями муниципальной программы.
Подраздел 2
Мониторинг реализации муниципальной программы
Мониторинг реализации государственной программы обеспечивает:
а) регулярность получения информации о реализации муниципальной программы от ответственных исполнителей главного администратора муниципальной программы;
б) согласованность действий ответственных исполнителей главного администратора муниципальной программы;
в) своевременную актуализацию муниципальной программы с учетом меняющихся внешних и внутренних рисков.
Мониторинг реализации муниципальной программы осуществляется посредством регулярного сбора, анализа и оценки:
а) информации об использовании финансовых ресурсов, предусмотренных на реализацию муниципальной программы;
б) информации о достижении запланированных показателей муниципальной программы.
Источниками информации для проведения мониторинга реализации муниципальной программы являются:
а) ведомственная, региональная и федеральная статистика показателей, характеризующих сферу реализации муниципальной программы;
б) другие источники.
Мониторинг реализации муниципальной программы осуществляется в течение всего периода ее реализации и предусматривает:
а) ежеквартальную оценку выполнения исполнителями главного администратора муниципальной программы ежегодного плана мероприятий по реализации муниципальной программы;
б) корректировку (при необходимости) ежегодного плана мероприятий по реализации муниципальной программы;
в) формирование отчета о реализации муниципальной программы за отчетный финансовый год.
Администратор формирует отчет о реализации муниципальной программы за отчетный финансовый год по утвержденной форме.
В срок до 10 февраля года, следующего за отчетным годом, Администрация МО «Осташковский район» представляет отчет о реализации муниципальной программы за отчетный финансовый год на экспертизу в финансовый отдел администрации МО «Осташковский район», отдел по экономики и социально – экономической политики администрации МО «Осташковский район».
Финансовый отдел администрации МО «Осташковский район» проводит экспертизу отчета о реализации муниципальной программы за отчетный финансовый год на предмет:
а) обоснованности оценки фактического использования финансовых ресурсов муниципальной программы за отчетный финансовый год;
б) обоснованности оценки возможности использования запланированных финансовых ресурсов муниципальной программы до окончания срока ее реализации.
Отдел экономики и социально – экономической политики администрации МО «Осташковский район», проводит экспертизу отчета о реализации муниципальной программы за отчетный финансовый год на предмет обоснованности оценки эффективности реализации муниципальной программы за отчетный финансовый год.
Администрация МО «Осташковский район» дорабатывает отчет о реализации муниципальной программы за отчетный финансовый год с учетом экспертного заключения.
Формирование и утверждение сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальной программы
В срок до 5 марта года, следующего за отчетным годом, Администрация МО «Осташковский район» представляет отчет о реализации муниципальной программы за отчетный финансовый год в электронном виде и на бумажном носителе в отдел экономики администрации МО «Осташковский район» согласно приложению 2 к Программе, для формирования сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальных программ в год.
Администрация МО «Осташковский район» в случае досрочного ее завершения разрабатывает проект постановления администрации района о досрочном завершении муниципальной программы, предусматривающего порядок расторжения всех заключенных в рамках муниципальной программы договоров, и представляет его в установленном порядке на утверждение.
В срок до 27 марта года, следующего за отчетным годом, отдел по экономики и социально – экономической политики администрации МО «Осташковский район», обеспечивает рассмотрение и утверждение местной администрацией проекта сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальных программ.
Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности муниципальных программ размещается на сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Подраздел 3
Внесение изменений в муниципальную программу
Внесение изменений в муниципальную программу утверждается постановлением администрации района (далее - постановление о внесении изменений в муниципальную программу).
Внесение изменений в муниципальную программу в процессе ее реализации осуществляется в случаях:
а) снижения или увеличения ожидаемых поступлений доходов в местный бюджет муниципального образования Тверской области;
в) необходимости включения в подпрограммы дополнительных мероприятий (административных мероприятий) подпрограммы, а также изменения бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий подпрограмм;
г) необходимости ускорения реализации или досрочного прекращения реализации муниципальной программы или мероприятий подпрограммы;
д) перераспределения бюджетных средств, сэкономленных в результате размещения заказов;
е) обеспечения софинансирования расходов федерального бюджета, бюджета Тверской области и других источников на выполнение отдельных мероприятий подпрограмм;
ж) уточнения объема бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета и (или) областного бюджета на выполнение отдельных мероприятий подпрограмм в отчетном финансовом году, и других межбюджетных трансфертов, представленных в отчетном финансовом году;
з) иные изменения, не затрагивающие финансирование муниципальной программы.
и) ежегодное уточнение объема финансирования в рамках муниципальной программы и значений соответствующих показателей при формировании местного бюджета муниципального образования Тверской области на очередной финансовый год и плановый период.
Раздел 7
Оценка эффективности реализации муниципальной программы
Оценка эффективности реализации муниципальной программы осуществляется Администрацией МО «Осташковский район» с помощью следующих критериев:
а) критерий эффективности реализации муниципальной программы в отчетном периоде;
б) индекс освоения бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальной программы в отчетном периоде.
в) индекс достижения плановых значений показателей муниципальной программы в отчетном периоде.
Раздел 8
Анализ рисков реализации муниципальной программы
и меры по управлению рисками
В процессе реализации муниципальной программы могут проявиться внешние и внутренние риски.
Внутренними рисками реализации муниципальной программы являются:
а) отсутствие профессионального менеджмента;
б) недостаточная квалификация отдельных работников учреждений – исполнителей программы.
Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия внутренних рисков предусматривается реализация следующих мероприятий:
а) повышение квалификации работников редакции
Внешними рисками реализации государственной программы являются:
б) изменение финансирования;
Способом ограничения внешних рисков является:
а) своевременное внесение изменений в муниципальную программу;
б) контроль за ходом выполнения мероприятий муниципальной программы и совершенствование механизма текущего управления реализацией муниципальной программы;
в) непрерывный мониторинг выполнения показателей муниципальной программы;
г) информирование населения МО «Осташковский район» о ходе реализации муниципальной программы.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется Администрацией на основе мониторинга реализации муниципальной программы и оценки ее эффективности и результативности.