172735 Тверская область, г.Осташков, пр.Ленинский, д.46
Версии:
Главная » Противодействие терроризму » Угрозообразующие тенденции современного терроризма

Угрозообразующие тенденции современного терроризма

Угрозообразующие тенденции современного терроризма

Угрозообразующие тенденции современного терроризма названы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации[1].

Во-первых, к ним относятся увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц, а также расширение географии терроризма. Действительно, терроризм на современном этапе получил распространение по всей планете, его присутствие отмечено во многих государствах (см. приложение 1). Число террористических групп, совершающих атаки в разных частях мира, не поддается точному учету. Начиная с 2001 г. число терактов в мире с каждым годом увеличивалось более чем в четыре раза и достигло своего пика в 2007 г. Затем показатель террористической активности постепенно снижался. Однако начиная с 2013 г. он вновь показывает значительный рост, прежде всего из-за массового нашествия военизированных групп радикальных исламистов и их объединений, охватившего территории ряда стран Ближнего Востока и Северной Африки. В 2015 г. отмечен крупнейший ежегодный рост терактов за последнее десятилетие[2]. В 2016 г. общее число погибших в результате терактов стало меньше на 13% по сравнению с 2015 г. Однако число стран мира, где за год произошел хоть один теракт, достигло рекордного показателя —77%[3].

Проблемы противодействия растущей угрозе глобального терроризма являются актуальным для любого государства. Согласно исследованию Института экономики и мира, в последние несколько лет в первую пятерку стран, наиболее пострадавших от терроризма[4], входят Ирак, Афганистан, Нигерия, Пакистан и Сирия. На долю этих государств приходится 57% терактов в мире и 78% погибших по этой причине людей. Далее идут Йемен, Сомали, Индия, Турция, Ливия, Египет, в которых отмечается повышенная террористическая активность. Россия в 2017 г. заняла в рейтинге 33-е место, улучшив свой показатель на 10 позиций по сравнению с 2015 г., и находится в числе стран со средним уровнем террористической угрозы между США и Чадом. В рейтинге Россия включена в группу стран Евразии, которая относится к разряду одной из относительно благополучных в плане последствий терроризма (см. приложение 1).

Во-вторых, тенденции современного терроризма заключаются в повышении уровня организованности террористической деятельности, создании крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой, а также повышении уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций.

Согласно единому федеральному списку организаций, в том числе иностранных и международных, российскими судами признаны террористическими 27 организаций (см. приложение 2), в том числе: «Исламское государство» («ИГИЛ»), «Террористическое сообщество — структурное подразделение организации “Правый сектор” на территории Республики Крым», «Джебхат ан-Нусра», «Аджр от Аллаха Субханууа Тагьаля SHAM» и др.[5]

В соответствии с национальным законодательством государств — участников СНГ в Республике Таджикистан террористическими признано 16 организаций, Республике Казахстан и Кыргызской Республике — по 20, Республике Узбекистан — 22[6].

По оценкам экспертов, наибольшую террористическую активность проявляют четыре организации: «Исламское государство» («ИГИЛ»), «Боко Харам», «Аль-Каида» и Талибан. На их долю приходится более 66% всех смертельных исходов в результате терактов. Отмечается, что качественно новый характер глобальная террористическая угроза приобрела с появлением международной террористической организации «Исламское государство» и подобных ей объединений, поднявших насилие на невиданный уровень жестокости, претендующих на создание собственного государственного образования и усиливающих свое влияние на территории от Атлантического побережья до Пакистана[7].

Тенденции транснационализации терроризма отмечены В. Е. Петрищевым, который указывает, что с прекращением холодной войны произошла резкая активизация международных гуманитарных каналов обмена. Снижение угрозы военного противостояния и расширение дипломатических, культурных экономических связей, взаимопроникновение политических и общественных процессов между странами и континентами, как это ни парадоксально, стали играть и роль фактора, способствующего интернационализации и разрастанию масштабов терроризма. Терроризм все чаще и все проще преодолевает государственные границы и становится проблемой транснационального уровня. Современные террористы, применяя специальные криптоалгоритмы, поддерживают между собой постоянную связь, исключающую обнаружение их местопребывания; всемирная компьютерная сеть и другие информационные технологии позволяют быстро доводить лозунги террористов, их идеологию и провокационные призывы до многомиллионной аудитории, а также в течение минут переводить огромные суммы денег для финансирования терроризма, подготовки и проведения террористического акта и др.[8]

В-третьих, угрозообразутощие тенденции терроризма связаны с усилением взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических, этнорелигиозных и иных факторов. Кроме того, террористические организации пытаются использовать как инструмент вмешательства во внутренние дела государств.

Отмечается, что большинство террористических нападений происходит в контексте более широкой конфликтной ситуации. Территории вооруженных конфликтов становятся базой для распространения терроризма, межнациональной розни, религиозной вражды, иных проявлений экстремизма. Появление террористической организации, объявившей себя «Исламским государством», и укрепление ее влияния стали результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом[9]. По мнению экспертов, политическая нестабильность, вражда между различными социальными группами и массовые нарушения прав человека оказывают наиболее существенное влияние на распространение терроризма. Наиболее пострадавшие от терроризма страны также имеют самые высокие показатели беженцев и внутреннее перемещение лиц. Это подчеркивает тесную связь между кризисом беженцев, военными конфликтами и уровнем терроризма. В целом, нестабильная обстановка в Ираке и Сирии, а также другие конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке могут изменить ситуацию в еще более худшую сторону.

Несмотря на широкую географию терроризма, различную национальную принадлежность, разнообразие породивших их причин, используемые ими методы и средства, отмечается, что можно выделить следующие пять видов (типов) терроризма в зависимости от поставленной цели: националистический; религиозный; леворадикальный; праворадикальный; анархистский[10].

Отдельные авторы, исследующие проблемы терроризма, выделяют следующие виды терроризма. Так, Е. О. Федорук и А. А. Рождествина указывают на политический терроризм, национальный терроризм и религиозный терроризм, который относят к самому опасному виду терроризма, так как он основывается на религиозном фанатизме[11].

А. И. Долговой выделяет в России следующие виды терроризма[12]:

• терроризм, инициируемый и организуемый из-за рубежа и являющийся способом ведения так называемой суррогатной войны, преследующей определенные геополитические цели (ослабление российской государственности, фактическая ликвидация суверенитета, обеспечение свободного доступа к природным богатствам страны и др.);

• сепаратистский терроризм, инициируемый и организуемый преимущественно теми жителями национальных образований, которые являлись или являются участниками организованной преступной деятельности (включая экономическую, должностную, против основ конституционного строя и безопасности государства, против конституционных прав и свобод человека и гражданина, общеуголовную и др.), рассчитывают на отделение от России, поддержку из-за рубежа, вхождение во власть новых государственных образований, распоряжение национальным достоянием республик и уход от уголовной ответственности за прежние криминальные деяния;

• исламский терроризм, инициируемый и организуемый идеологами исламской экспансии;

• терроризм анархистов, носящий международный характер;

• терроризм экстремистов, которые считают совершение преступлений террористического характера наиболее радикальным способом изменения социальной ситуации в желаемом ими направлении.

Д. Толстухин отмечает кибертерроризм, который способен причинить ущерб, соизмеримый с оружием массового поражения[13].

В рамках рассмотрения вопросов обеспечения транспортной безопасности следует выделить соответственно «транспортный терроризм». В частности, Н. Н. Пестов[14], А. М. Киракосян[15]предлагают рассматривать понятие «транспортный терроризм» как разновидность технологического терроризма. При этом в качестве определяющего признака отнесения его к последнему выступает характер действий, направленных против сложных технических систем (каким является транспортный комплекс) или совершаемых с применением особо опасных технологий, технических средств и материалов, что характерно для современного уровня используемых средств поражения. В целом под «транспортным терроризмом» понимается одна из разновидностей террористической деятельности, классифицированная по признаку использования средств поражения, а также средства доставки, в том числе и проникновения. «Транспортный терроризм» может осуществляться и в отношении объектов транспортной инфраструктуры, и в целях поражения людей, объектов различного назначения и т.д.[16]

В частности, в качестве объектов террористического воздействия выбираются:

• физические лица;

• объекты транспортной инфраструктуры;

• транспортные средства (воздушные и морские суда, железнодорожный и автомобильный транспорт). В последние годы террористы стали активно использовать автомобильную технику в качестве средств поражения в местах массового пребывания людей. В странах Европы и Запада совершен целый ряд террористических актов с использованием транспортных средств;

• места массового пребывания людей и др.

По мнению экспертов, существует несколько факторов, которые влияют на принятие людьми решения участвовать в терроре. Среди них выделяют психологические, идеологические и стратегические мотивы участия в террористической деятельности[17].

Один из психологических факторов участия в терроризме заключается в персональных причинах человека, базирующихся на психологическом состоянии сознания. Мотивацией таких людей обычно бывают ненависть, жажда мести, стремление к власти. Этот мотив наиболее часто встречается в обществах, где нарушаются права человека, где невозможно найти структуру, в которой человек мог бы получить справедливое разрешение своей проблемы.

Идеологический мотив. Идеология — это верования, ценности, принципы, которые определяют конкретные политические цели террористической группы. Ею может быть политическая философия или религиозное учение. Большинство террористических групп опираются на идеологию, которая не только определяет их политические цели, но и содержит и моральное оправдание применяемого насилия.

Стратегический мотив. Когда террористическая организация меняет свою стратегию и переходит к насильственным методам, считая исчерпанным использование мирных средств достижения своих целей. Такое может происходить, когда политическая борьба против существующих режимов не приносит результат и организация принимает решение об использовании терроризма как средства достижения групповых интересов.

Классификация терроризма имеется и в правовых актах.

В Модельном законе «О борьбе с терроризмом», принятым постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 4 декабря 2004 г. № 2А—5[18], указывается, что терроризм классифицируется на внутригосударственный и международный.

При этом под международным терроризмом понимается терроризм, акты которого совершены в более чем одном государстве; совершены в одном государстве, но существенная часть их подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; совершены в одном государстве, но при участии террористической группы или террористической организации, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; совершены в одном государстве, но их существенные последствия имеют место в другом государстве.

Учитывая исторические тенденции, источники и факторы, связанные с проявлениями терроризма, преследуя цели защиты личности, общества и государства от данных преступных деяний, государственные органы во взаимодействии с обществом ведут активную работу, направленную на противодействие терроризму.

Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по трем основным направлениям: предупреждение (профилактика) терроризма; борьба с терроризмом; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Говоря об основных задачах, которые решаются в рамках обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической безопасности на транспорте, следует отметить:

— выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

— противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий;

— выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера на объектах транспортной инфраструктуры;

— предупреждение на транспорте чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;

— поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

— обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, в частности транспортной инфраструктуры, а также мест массового пребывания людей;

— привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с основными направлениями противодействия терроризму антитеррористическая деятельность осуществляется посредством системы мер, в ходе реализации которых используются различные взаимосвязанные и согласованные между собой формы, методы, приемы и средства воздействия на субъекты террористической деятельности.

Выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз, для устранения которых вводятся соответствующие правовые режимы, включающие в себя административно-режимные, оперативно-разыскные и иные мероприятия, реализуемые оперативными штабами в субъектах РФ и оперативными штабами в морских районах (бассейнах) во взаимодействии с антитеррористическими комиссиями в субъектах РФ и подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

Основной формой пресечения террористического акта является контртеррористическая операция, которая предусматривает реализацию комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности граждан, организаций и учреждений, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Предупреждение (профилактика) терроризма включает в себя следующие направления:

— создание системы противодействия идеологии терроризма, что связано с разработкой мер и осуществлением мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, информированием о них органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности; противодействием распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства РФ и совершенствованием системы информационного противодействия терроризму; улучшением социально-экономической, общественно-политической и правовой ситуации в стране; прогнозированием, выявлением и устранением террористических угроз; обеспечением скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами;

— осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов; разработка и введение в действие типовых требований по обеспечению защищенности от террористических угроз критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

— усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов, которые играют особую роль в предупреждении (профилактике) терроризма; использование законодательно разрешенных методов воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к действиям террористического характера;

— совершенствование правовой базы, регулирующей вопросы возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, а также лиц, пострадавших в результате террористического акта;

— усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и укрепление международного сотрудничества в области противодействия терроризму.

При осуществлении деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма применяются меры, направленные на снижение уровня угроз террористических актов; урегулирование экономических, политических, социальных, национальных и конфессиональных противоречий, которые могут привести к возникновению вооруженных конфликтов и, как следствие, способствовать террористическим проявлениям; предупреждение террористических намерений граждан; затруднение действий субъектов террористической деятельности.

При этом используются различные формы общей и адресной профилактики, осуществляемой с учетом демографических, этноконфесси- ональных, индивидуально-психологических и иных особенностей объекта, к которому применяются меры профилактического воздействия.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся:

• политические (нормализация общественно-политической ситуации, разрешение социальных конфликтов, снижение уровня социально-политической напряженности, осуществление международного сотрудничества в области противодействия терроризму);

• социально-экономические (оздоровление экономики регионов РФ и выравнивание уровня их развития, сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты населения);

• правовые (реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, радиоактивных материалов, опасных биологических веществ и химических реагентов, финансирование терроризма, а также регулирование миграционных процессов и порядка использования информационно-коммуникационных систем);

• информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму);

• культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога);

• организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

Организация борьбы с терроризмом осуществляется на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, к выявлению субъектов террористической деятельности, четкого разграничения функций и зоны ответственности субъектов противодействия терроризму, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых и следственных подразделений путем внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения указанных субъектов информационными ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы.

Одно из основных условий повышения результативности борьбы с терроризмом — получение упреждающей информации о планах террористических организаций по совершению террористических актов, деятельности по распространению идеологии терроризма, источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности.

Условием эффективной организации борьбы с терроризмом является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористических актов в ходе командно-штабных, тактико-специальных, оперативно-тактических учений, организуемых Федеральным оперативным штабом, оперативными штабами в субъектах РФ и морских районах (бассейнах) с участием федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, а также органов исполнительной власти в субъектах РФ.

Деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов.

Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:

— недопущение (минимизация) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами;

— своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;

— минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы;

— восстановление поврежденных или разрушенных в результате террористического акта объектов;

— возмещение в соответствии с законодательством РФ причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта.

Условиями успешного осуществления мероприятий по ликвидации последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных ситуаций, связанных с его совершением, а также характера объектов, подвергшихся террористическому воздействию, и способов террористической деятельности, разработка типовых планов задействования сил и средств общегосударственной системы противодействия терроризму и их заблаговременная подготовка, в том числе в ходе учений.

В ходе реализации мер по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма решаются задачи по оказанию экстренной медицинской помощи; медико-психологическому сопровождению аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий; социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвовавших в его пресечении; восстановлению нормального функционирования и экологической безопасности подвергшихся террористическому воздействию объектов; возмещению морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате террористического акта.

Дата создания: 24-06-2021

    Сообщение об ошибке
    Закрыть
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки:
    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте: